?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Умение Федотова в единичном, как бы случайном, выразить общее, типическое, было высоко оценено современниками. Так, Д. Писарев писал о природе творчества Федотова: «Федотов не делал сюжетом своей картины первой уличной сцены, попавшейся ему на глаза, как ни казалась она уродлива и забавна: нужно было, чтобы эта сцена была проникнута духом времени, чтобы в ней отражалась какая-нибудь сторона народной жизни и народного характера».
Когда смотришь на «Свежего кавалера», понимаешь, что в нем олицетворены язвы тогдашнего общества - бюрократизм, взяточничество, моральное убожество, разврат, бездушие. И страшно, что именно таким, как этот герой Федотова, дают чины, ордена. Общественный строй не только порождает таких, как «Свежий кавалер», но поддерживает их.
Сила федотовского искусства и в том, что он умеет заставить привычное вдруг увидеть по-новому, умеет найти неизвестный до него ключ к воссозданию образов обычных явлений. Истинный художник, он понимает, что обыкновенное событие, охарактеризованное свежо решенной композицией, острым рисунком, предстает перед нами как бы в новом обличье. Поэтому он всегда так неустанно ищет построение своих произведений, так требователен в выборе цвета, рисунка. Но характер всех этих художественных средств, аспект воплощения того или иного образа всегда продиктован Федотову сущностью изображаемого, той идейной задачей, которую он себе ставит. Отсюда то удивительное единство идеи и средств ее воплощения, которым отмечены все его произведения. Поэтому в том же «Свежем кавалере» Федотов отказывается от первоначальной горизонтальной композиции, так как при таком решении с изображением фигуры служанки и главного героя в одной плоскости получалось некоторое смещение смысловых планов: ведь главная линия замысла - противопоставление чиновника обществу, а не кухарке. В самой картине благодаря новой вертикальной композиции холста центром становится фигура кавалера, к его образу сведена смысловая нагрузка всей картины. Так, изменение композиции является в руках Федотова действенным средством перехода от морализирования к социальной сатире.
Год спустя Федотов заканчивает вторую картину - «Разборчивая невеста».

Profile

Элен
iefimov
Элен Ефимова

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel