?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Появление в произведениях Федотова сходных с литературными сюжетных положений, героев, настроений свидетельствуют о близости его творческих устремлений к литературе, прежде всего, литературе натуральной школы. Во всех случаях, когда он черпает сюжеты из литературного произведения, последнее в развитии сюжета имеет для Федотова лишь значение отправного пункта, исходной позиции, из которой его герои, подсмотренные в жизни, начинают действовать сообразно замыслу художника.
В картине «Разборчивая невеста» чувствуется рука большого мастера-живописца. Годы целеустремленного труда не прошли даром: Федотов постиг трудное искусство передавать живописными средствами материальность предметов. Все детали - шелковое платье невесты, деревянная мебель, аксессуары интерьера - написаны блестяще. Детали в картине Федотов всегда придавал большое значение.
И это понятно: герои Федотова очень обыденны, они живут в узком кругу житейского. Поэтому «вещный» мир - домашняя обстановка, одежда героев, предметы быта и пр. - приобретает особое значение в их характеристике. Отсюда такое внимательное отношение художника к детали, такая высокая степень материальности предметного мира, свойственная всем его произведениям.
Окончив две первые живописные работы, Федотов снова посылает их Брюллову, с трепетом ожидая его приговора и на этот раз. Обе картины Федотова произвели на Брюллова огромное впечатление. Он присылает за ним художника Баскакова и, когда Федотов приходит, встречает его необычайно приветливо, от души поздравляя с удачей. Больше того, когда Федотов рассказывает ему о замыслах будущих жанровых сцен, внимательно слушавший его Брюллов сказал: «Вы будете от меня анафеме преданы, как вы этого не напишете».
Благодаря содействию Брюллова обе картины были приняты на академическую выставку 1847 года, а Совет академии, рассмотрев эскизы к новой картине «Сватовство майора», предложил окончить ее и представить на звание академика. Не без участия Брюллова художнику была выдана для окончания картины и денежная помощь - семьсот рублей.
Как всегда, созданию картины «Сватовство майора» предшествовала огромная работа. Сохранились десятки набросков, в которых художник ищет композицию всей сцены, образы главных героев, выверяет их позы, состояние, место на плоскости холста. Особенно долго не давался ему тип купца, пока, после неоднократного безуспешного хождения по Апраксину и Гостиному дворам, он не встретил у Аничкова моста живое воплощение сложившегося в его творческом воображении героя. Чтобы найти подходящую натуру для фигуры приживалки, свахи, он толкался по рынкам, церковным папертям, зазывал к себе нищих старух, стремясь из отдельных живых черт многих людей создать собирательный образ.
И вот картина готова и выставлена вместе с двумя предыдущими в залах Академии художеств. Перед зрителями предстала сцена из купеческого быта. В доме - волнение и суета. Обедневший дворянин-майор явился свататься к купеческой дочке. В сочиненном Федотовым объяснении к картине - рацее, которую сам автор читал посетителям выставки раешным речитативом в тоне зазывал-коробейников, дано остроумное и меткое описание сцены:
Честные господа, Пожалуйте сюда!
Начинается, начинается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
А вот извольте посмотреть:
Как справа отставная деревенская пряха.
Панкратьевна-сваха, Бессовестная привираха
В парчовом шугае, толстая складом,
Идет с докладом,
Что, дескать, жених изволил пожаловать.
И вот извольте посмотреть:
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком;
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит; Нараспашку принять - неучтиво. И вот извольте посмотреть:
Как и наша невеста
Не найдет сдуру места:
«Мужчина чужой!
Ой, стыд-то какой!»
И вот извольте посмотреть, Как наша пташка хочет улететь;
А умная мать
За платье ее хвать! И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице-
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь!»
Однако «Сватовство майора» идет гораздо дальше осмеяния комедии брака. Ряд кардинальных вопросов современности ставит художник в этом произведении. Что заставляет купца отдавать свою дочь за разорившегося майора? Почему он так обуреваем стремлением приобщиться к дворянскому сословию? Какими путями происходило обогащение купца? Какой образ жизни, какие причины приводят майора-дворянина к мезальянсу - женитьбе на необразованной, глупенькой, но богатой девушке из купеческого семейства? Если в ранний период своего творчества Федотов был занят изображением наблюдаемых им жизненных явлений, то теперь его все больше занимает вопрос о причинах возникновения этих явлений. Силой художественного воплощения действительности, аспектом изображения он заставляет зрителя задуматься над сущностью событий, над тем, что определяет их характер, - над несправедливостью социального устройства. Для наиболее яркого выявления общественных конфликтов Федотов вместо простого сопоставления характеров обычно дает их противопоставление, то есть показывает своих героев не просто связанными тем или иным общим сюжетным действием, а ставит их в условия острого конфликта. Так было в «Свежем кавалере», то же самое видим мы и в «Сватовстве майора». Выбирая момент столкновения интересов героев, Федотов строит композицию так, что купец и майор не видят друг друга. Это помогает художнику с предельной силой выявить характеры обоих - и купец и майор ведут себя так, как будто они наедине сами с собой. Сатирическое обличение здесь не столько распространяется на отдельных лиц, сколько на их взаимоотношения, отражающие уродливое состояние общественного строя.


Profile

Элен
iefimov
Элен Ефимова

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel