?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Федотов не только показывает отдельные факты откровенного взяточничества, чинопочитания, злоупотреблений чиновничества; его занимает и более серьезный вопрос - что это за люди, которым дана такая власть. Он всматривается в их лица, изучает повадки, стремится проникнуть в скрытый механизм их взаимоотношений и действий. Об этом свидетельствуют рисунки «Начальник и подчиненный», «Сенатор и чиновник» и многочисленные наброски к ним, в которых отражен длительный процесс тщательного поиска образов, изучения человеческого характера.
После учреждения в 1848 году «Негласного комитета» цензура в России становится бичом литературы и искусства. «Если сосчитать всех лиц, заведывающих цензурою, - писал в своем дневнике цензор А. В. Никитенко, - их окажется больше, чем книг, печатаемых в течение года». Вполне естественно, что такой чуткий к общественным вопросам художник, каким был Федотов, не мог пройти мимо бесчинств цензуры, тем более, что сам он от нее не мало пострадал. В 1848 году цензура не разрешила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов сделал рисунки к «Ползункову» Достоевского.
Злоупотребления цензуры показывает Федотов в басне «Усердная Хавронья», в которой изображает цензуру под видом горничной. Борясь с колючками, она ...и неколючее вокруг все перемяла Через неделю... все завяло! Колоться нечем!.. Бабе честь... Зато понюхать иль поесть В саду бывало прежде густо, А нынче пусто!
Той же теме посвящена и другая басня Федотова - «Тарпейская скала», считавшаяся ранее потерянной. В ней художник выводит цензурный комитет под видом тарпейского. (Как известно, Тарпейская скала расположена на юго-западе Капитолийского холма, с нее в Древнем Риме сбрасывали осужденных на смерть.)
В этой притче Федотов по сути дела повествует о неограниченной компетенции цензурного комитета, данной ему правительством. Автор ясно говорит о глубоко реакционной роли государственной цензуры в развитии русской литературы и искусства. Здесь значительно глубже, чем в басне «Усердная Хавронья», вскрывается сущность соотношения: правительство - цензура - литература - народ. Если там главный удар поэта направлен против цензуры, которая в усердии и по недомыслию опустошает весь сад, - ей приказано было убрать лишь все колючее, - то в «Тарпейской скале» отражена решающая роль правительства в цензурной политике. Слишком либеральны члены комитета - их заменяют другими, «покрутей»; не действует на цензоров «ни арест, ни крест» - их покупают «жирным окладом». Последняя мера заставляет членов комитета дорожить местом, ставит в прямую зависимость их благоденствие от беспощадного уродования художественных произведений. Основная идея притчи Федотова заключается в том, что неизбежным результатом подобного цензурного режима является гибель литературы и искусства.
Таким образом, мы видим, что по своим воззрениям, по отношению к ряду проблем современности - к крепостному праву, религии, цензуре и т. д. - Федотов примыкает к передовой демократической части русской художественной интеллигенции 40-х годов XIX века. Доказательством тому служит не только общность взглядов, но и реальная близость Федотова к кружку «Современника» после 1848 года (о чем свидетельствует его участие в «Иллюстрированном альманахе» Некрасова). Известно, что ближайшие друзья Федотова, например Бернардский, имели прямое отношение к кружку петрашевцев и были привлечены III отделением по делу Петрашевского. Видный петрашевец А. П. Боласогло, перечисляя на допросе людей, способных, по его собственным словам, его понять и ему содействовать, назвал среди других и художника Федотова К Сам факт сближения художников, в том числе Федотова, с передовыми журналами, с политическими кружками является свидетельством их демократической идейности - идейности, связанной с передовой общественной мыслью.
Вполне понятно, что Федотов не смог бы так глубоко вскрыть социальную подоплеку жизненных явлений, характеров своих героев, если бы он не имел такого ясного взгляда на жизнь, определенного мировоззрения, сближающего его с революционными демократами.

Profile

Элен
iefimov
Элен Ефимова

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel