?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сенатор и мастерица.

Сенатор и мастерица.

21
Как часто говорил сам Федотов, его труда в мастерской была лишь небольшая доля, главное заключалось в постоянном наблюдении - в гостях, в трактире, на улице. Рисунков, сделанных под непосредственным впечатлением виденного на улице, так много, что они складываются в целую серию. Во время ежедневных утренних прогулок Федотову встречался самый разнообразный люд: писцы, идущие в должность, солдаты, хозяйки с горничными, направляющиеся на базар, спешащие в Академию художеств студенты, разносчики и купцы Андреевского рынка. Встретится ли интересный эпизод, персонаж, поза -
Федотов всегда наготове. В его набросках мы видим тех, кто повстречался ему сегодня, - вот шарманщик с обезьянкой, вертящий ручку своей машины и протягивающий прохожим шапку для подаяния, вот важно шагающий военный с заложенными за спину руками, вот баба в большой шали, накинутой поверх шушуна... Один из таких листов изображает идущих, стоящих, разговаривающих мужчин и женщин. Смотришь на него и как будто слышишь шум, говор, гомон улицы. В листе нет сюжета, нет и композиции, но в самих позах персонажей, в их действиях столько правды, столько живого движения, что, кажется, сейчас вот этот идущий размашистым шагом человек дойдет до края листа и скроется за его пределами, а на его месте появится другой случайный прохожий. А двое бородатых купцов еще долго не разойдутся, горячо в чем-то убеждая друг друга. Лист представляет собой не просто зарисовки отдельных типов: это сама жизнь улицы с ее случайными встречами, происшествиями, суетливым ритмом. На материале таких набросков Федотов создает и законченные произведения на ту же тему: «Уличная сцена в Москве во время дождя», «Набережная Васильевского острова зимой», «Зимний день» и другие.
В рисунке «Набережная Васильевского острова зимой» Федотов блестяще решает композицию. На переднем плане справа и слева - уходящие за край листа фигуры. Явно выраженного композиционного центра нет, как нет и сюжетной завязки, ибо тема пейзажа - улица. Все герои здесь - случайные прохожие. Их ничто не «держит» на листе, ничто не связывает между собой. Разве на мгновение военный встретился глазами со взглядом молоденькой девушки, брошенным на него из-под капора. В рисунке нет центральной группы, к которой тяготело бы все остальное. Напротив, композиция решена так, что движение как бы растекается, устремляясь за края листа. Федотов - замечательный мастер рисовального искусства. Благодаря легкости, призрачности штриха он умеет дать нам почувствовать воздушную среду, ощутить состояние промозглого петербургского зимнего дня, влажный холодный ветер, заставляющий прохожих съежиться, поднять воротник, ускорить шаг.
В руках Федотова возможности карандаша становятся безграничными. Федотовский карандаш - послушный посредник между мыслью, глазом художника и бумагой.
Своеобразная рисовальная манера Федотова сложилась уже к середине 40-х годов. Основную нагрузку в характеристике несет контур. Линия контура предельно точна, ею цепко схвачено живое движение натуры. Нагрузка карандаша на бумагу, как правило, уменьшена до минимума. Отсюда - удивительная легкость рисунков Федотова. Эта легкость в сочетании с тщательной выверенностью и точностью является одной из характернейших черт рисовальной манеры художника. Законченный рисунок у него граничит с наброском и вместе с тем является плодом внимательного и длительного всматривания в натуру. Путь от глаза до руки у Федотова очень короток - одаренный способностью видеть, он умеет донести до бумаги самое главное, характерное в увиденном.

Profile

Элен
iefimov
Элен Ефимова

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel