?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В правящих кругах развивается крайняя степень мыслебоязни. Как пишет цензор А. В. Никитенко в своем дневнике за 1835 год, «...Основное начало нынешней политики очень просто: одно только то правление твердо, которое основано на страхе; один только тот народ спокоен, который не мыслит».
Политика правительства в области искусства в этот период заключалась в том, чтобы любыми средствами не допустить вторжения жизни в произведения искусства, отражения острых вопросов современности. Классицизм позднего периода с его традиционной тематикой, взятой из библии или евангелия, античной истории или мифологии, с непреложными канонами в решении сюжета и образа, лишенный реальной жизненной основы и культивируемый, как в теплице, в Академии художеств, вырождался в академизм.
На защиту академизма была поставлена журналистика. Статьи приверженцев этого направления - Н. Кукольника, О. Сенковского, С. Шевырева и др.- наводняли страницы большинства московских и петербургских журналов. Для деятельности этих авторов характерно откровенное ретроградство; основное направление современной русской живописи они видели в мифологических и исторических полотнах Шебуева, Егорова, Бруни.
В официальной эстетике, поддерживающей академизм, по-прежнему господствовал идеалистический взгляд на искусство. «Художник, представляющий природу грубую и обыкновенную, - писал один из теоретиков классицизма Франческо Милицциа в своем трактате «Об искусстве смотреть на художества по правилам Зульцера и Менгса», - стремится к ложной цели. Стоит ли труда изображать то, что ежедневно у всех перед глазами. Истинное достоинство художника состоит в представлении совершенств природы...»
Эта Милицциа в переводе Лангера имела в те годы в России очень широкое распространение. В ней не только изложены принципы теории классицизма, но и даются подробные, тщательно разработанные рецепты создания классицистического произведения.
Преподавание в классе изящных искусств в академии велось также в соответствии с рецептами упомянутой книги Милицциа. Академическое начальство делало все возможное, чтобы увести будущих художников от действительности. На все попытки принять какое-либо участие в современной жизни оно смотрело как на пустую и унизительную затею. Истинной задачей искусства считалось только служение исстари признанным, незыблемым идеалам античной красоты.
Однако нельзя забывать, что деятельность Академии художеств не ограничивалась защитой академизма. Необходимо делать различие между академизмом как реакционным, официальным направлением, насильственно насаждаемым в академии, и учебной системой, которая вооружила художественными средствами не одно поколение художников России. Передовая часть академической молодежи умела извлечь из этой системы образования то положительное начало, рациональное зерно, которое эта система в себе несла. Из стен академии вышли такие художники, как Александр Иванов, Кипренский, Брюллов, воспитавший, в свою очередь, целую плеяду учеников, ставших представителями реалистического направление - Агин, Федотов, Шевченко, Жемчужников. Гагарин, Бейдеман и другие.
6
Модный магазин. Сепия


Эта передовая часть художественной интеллигенции и развивала в противовес официальному реакционному направлению, в котором с холодной виртуозностью воплощались угодные правительству идеи, новое, народное, порывающее с канонами условности, насыщенное жизненной правдой искусство.
В борьбе прогрессивной эстетики с академизмом в 40-е годы XIX века формируются принципы нового демократического искусства. Прогрессивная литература и искусство становятся трибуной критики общественного порядка. Не случайно художники (в том числе и Федотов) сближаются с журналом «Современник», с кружком петрашевцев.

7
Передняя частного пристава. Акварель

В тесной связи с новым пониманием идейности возникает и новое понимание народности. Тема народа постепенно становится одной из ведущих в искусстве.
Конец 30-х - начало 40-х годов отмечены рядом весьма значительных событий в общественной жизни.
С 1832 года Н. Полевой начинает издавать журнал «Новый живописец общества и литературы». В предисловии так сформулирована основная задача издания: «На чело знатного мерзавца, на пороки, губительные счастью и благу общественному... на разврат, покрытый золотою маскою, на повальные слабости своего народа и своего времени - вот куда устремляться стрелам сатиры!»
Утверждению сатирической тенденции в искусстве служила и премьера «Ревизор», состоявшаяся весной 1836 года.
В том же году вся мыслящая Россия была потрясена «Философскими письмами» Чаадаева, в которых автор обличал отсталость и застой крепостнической N России.
В январе 1837 года умер Пушкин. Цензура запретила печатать статьи, сколько-нибудь возвеличивающие поэта, и конфисковала его литографированный портрет с надписью: «Потух огонь на алтаре».
40-е годы начались премьерой новой сатирической комедии Гоголя «Женитьба» и оперы Глинки «Руслан и Людмила».
В 1846 году увидели свет рисунки Агина к «Мертвым душам».
Все эти события свершались на глазах молодого Федотова, формировали его мировоззрение, приводили к выводу, что истинное искусство - лишь искусство, связанное с жизнью.

Profile

Элен
iefimov
Элен Ефимова

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel