?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Султан для Дели

В конце XII в. появились турки: султан Мухаммед из Гхура и его мамлюк (раб) генерал Каттаб-Эддин-Айбек захватили Газни в 1173 г. и вторглись в Индию. Раджпуты образовали запоздалый союз и отважно сражались за свои крепости в пустыне, но их слоны не могли соперничать с быстрыми лошадьми их противников и их более совершенным оружием - арбалетами. К 1193 г. турки уже укрепились в Пешаваре, Лахоре и Дели. Султан возвратился в Газни и, оставив Каттаб-Эддина наместником, переместился на восток, в Бенгалию, уничтожая такие центры буддизма, как Университет Наланда.
После убийства его господина в 1206 г. Каттаб-Эддин объявил себя султаном Дели, главой первой исламской династии Индии. Султанат существовал в течение 320 лет, но новый султан правил всего лишь четыре года до своей смерти в результате падения с лошади.
После того как прошел шок от вторжения турок, оказалось, что они стали для Индии стимулом. Персидский язык, на котором говорили при дворе, обогатил индийскую литературу и, вобрав в себя основанные на санскрите диалекты Северной Индии, образовал язык хиндустани. Живопись и архитектура наполнились жизнью, были проложены дороги, и в XIV в. Дели был объявлен арабским путешественником Ибн Баттутой самым великолепным городом во всем мусульманском мире.
Переход в ислам рассматривался как средство для достижения успеха, и те раджпуты, которые не воспользовались преимуществом этого предложения, имели возможность усовершенствовать свои военные навыки в постоянной партизанской войне. Турки усвоили индийскую кухню и стали носить индийскую одежду, а также переняли индуистскую кастовую систему, несколько модифицировав ее. Самое высокое положение занимали граждане иностранного происхождения, такие, как турки, арабы, афганцы и персы, их называли ашраф («благородные»). Затем шли новообращенные из высших каст индуистов - «чистые» касты торговцев и ремесленников, а затем «грязных» мусорщиков.

14
Фриз, украшенный скульптурами, в Кхаджурахо

Стоит отметить, что первой - и последней - мусульманской женщиной - правительницей Индии была Разия, внучка Каттаб-Эддина. «Мудрая, справедливая и великодушная, - писал о ней мусульманский историк той эпохи, - но она имела не тот пол, и поэтому все ее достоинства остались недооцененными». Политические противники ее династии вытерпели только три года ее мудрости, правосудия и великодушия, прежде чем она была убита.
Затем пришел Ала-Эддин Кхалджи (1296-1316), который вынудил монгольских захватчиков отступить к афганской границе, а потом продвинулся через полуостров к его южной оконечности. Но преемники Ала-Эддина, династия Туглакидов, не обеспечила контроль над территорией. Юг оставался во власти индуистского королевства Виджаянагар в течение следующих 250 лет.
Султанат Дели под властью династии Туглакидов не мог больше контролировать север, и в Бенгалии и Декане начали образовываться независимые мусульманские королевства.
Конец был ускорен монголом Тимуром. Считая султанаты легкой добычей, он разрушил Дели в 1398 г., вырезав тысячи индусов и обратив в рабство в тысячи раз больше. Он оставил позади себя голод и мор. Турецкая империя в Индии была разбита и перешла в руки афганской династии Лоди.
В 1498 г. на Малабарском берегу высадился великий португальский исследователь Васко да Гама. Он прокладывал путь своим соотечественникам, которые, как предполагалось, должны будут обосноваться севернее, в Гоа, лет через десять или немного позже. Торговцы хотели отнять сферу торговли у арабов, опасаясь обогащения североафриканского Магриба как угрозы христианской Европе. Сначала они пытались предлагать ткани, вино и ожерелья в обмен на слоновую кость и золото, но торговцы Каликута были оскорблены тем, что их приняли за дураков, которых можно купить дешевой выпивкой и стеклянными безделушками. Тогда португальцы увели свою торговую флотилию и в 1509 г. применили морскую артиллерию, чтобы контролировать побережье.
Вместе с португальскими купцами-авантюристами прибыли иезуитские миссионеры, для которых низшие индийские касты оказались благодатной средой для усвоения их доктрин. Приблизительно в 1548 г., прежде чем отплыть в Японию, Фрэнсис Хавьер начал проповедовать среди ловцов жемчуга Малабарского берега. Чтобы справиться с маленькими общинами иудеев и христиан-несторианцев, «еретиков», с давних времен живших на Малабарском берегу, тогдашний архиепископ Гоа открыл местный филиал ужасной святой инквизиции.

Tags:

Profile

Элен
iefimov
Элен Ефимова

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel